profe_12 (profe_12) wrote,
profe_12
profe_12

Categories:

ЛОГИКА ЛАПШЕРЕЗОВ


Многие утверждают, что цены в СССР снижали только при Сталине. Ничего подобного, как сейчас помню, в начале восьмидесятых не просто снизили цены на некоторые марки автомобилей, но и стали давать их в рассрочку. Среди тех автомобилей оказалась и «Нива», что была пионером среди внедорожников, соединенных с комфортом легковушки, и поставлялась в Англию, Германию, Австралию, Францию, а также еще в 96 стран мира.

Я тогда говорю папе:

- Чего ты паришься, возьми себе «Ниву» на выплату…

- Я возьму «Ниву», когда у нее будет четыре двери.

Когда еще появилась та первая «Нива» с четырьмя дверьми, тут поневоле Сталина вспомнишь и его постоянную заботу о нуждах трудящихся масс.

Первый народный (ныне эконом-класса) автомобиль-малолитражка под названием «КИМ-10» появился еще до войны, и, несмотря на запланированную ценовую дешевизну, имел супер-пупер по тем временам вид.

Появление этой машины стало вполне закономерным явлением: в начале тридцатых годов, когда во всем мире бушевал экономический кризис, советская промышленность, в том числе автомобильная, продолжала развиваться стремительными темпами. О чем говорит даже такой факт: наряду с небезызвестной «Антилопой Гну» в качестве такси с 1932 года использовались ГАЗ-А, которые успешно прошли испытания даже в Каракумах, а в 1936 году эта модель уже была признана устаревшей и ее заменили новой моделью - ГАЗ-М-1, легендарной «Эмкой».


http://fotostation.ru/?p=56493



Существует усиленно распространяемая байка о том, что до войны легковые машины населению не продавали, а сталинский режим раздаривал их особо отличившимся ударникам на всех фронтах коммунистического строительства, вроде одесского профессора Столярского, создавшего лучшую в мире музыкальную школу. На самом деле легковой автомобиль мог купить любой желающий, о чем свидетельствует даже такой факт произвола сталинской системы: всех владельцев личных автомашин ГАЗ-А в 1936 году обязали сдать их, немного доплатить и обзавестись машиной ГАЗ-М-1.

Так что появление первого автомобиля эконом-класса «КИМ-10» в 1940 году было вполне закономерным. Массово его начали производить в апреле 1941 года в двух модификациях («КИМ-10-51» - кабриолет), до конца года планировали сделать 50 тысяч таких легковушек. А в сентябре того же года с конвейера должна была начать сходить уже следующая модель - «КИМ-10-52».

Все-таки не зря мой папа был самым настоящим сталинистом: любимому вождю и учителю советского народа не сильно понравилось, что на «КИМе» всего две двери. И чтобы никто не мог сказать, что в СССР хоть чего-то недодают народу, Сталин распорядился наладить выпуск и четырехдверного седана этой марки. Но начавшаяся война резко внесла коррективы в планы московского автозавода имени КИМ, который перешел на выпуск совершенно иной продукции.


После войны вместо «Кимов» стали выпускать машины эконом-класса - «Москвич», бизнес-класса - «Победу» и автомобиль представительского класса - «ЗИМ».

Уже писал о том, что тогда спрос на автомобили был невелик, хотя стоили они дешево относительно доходов сотен тысяч советских граждан. Так что если вам какие-то деятели начнут по этому поводу в который раз вешать лапшу на уши о средней зарплате в СССР, то смело посылайте таких профессиональных лапшерезов и поддакивающих им вумниц прямиком до Бениной мамы. Низкий спрос на машины в то время не имел никакого отношения к доходам населения, и это прекрасно понимали те, кто хотел переломить ситуацию. Поэтому при Сталине тот же «Москвич» продавали чуть ли не по себестоимости, и только к ближе концу пятидесятых, когда упомянутый «Москвич» уже стоил не 8-9, а 12 тысяч рублей, люди стали проявлять к личному автотранспорту хоть какой-то более-менее заметный интерес, чему во многом поспособствовала массовая реклама, в том числе – с помощью важнейшего из искусств. Трудно даже посчитать все комедийно-лирические фильмы, снимавшиеся в те годы, которые усиленно приводили зрителей к мысли: как здорово иметь личный автомобиль и отправиться на нем в отпуск к морю.



Тогда-то и создавались первые небольшие «Пансионаты для автолюбителей», дай Бог, чтобы двести обычных граждан приехало в Ялту на своих машинах, лиха беда начало. Что интересно слово «Кемпинг» было написано над таким пансионатом только в Одессе, он находился неподалеку от пляжа Лузановка. Вот некоторые суточные расценки 1957 года: стоянка автомобиля - 3 рубля, ночлег водителя - от 7 до 10 рублей (от 70 копеек до рубля с 1961 года). На территории всех пансионатов для автолюбителей находились спортивные площадки, камеры хранения, пункты автосервиса, столовые…


Ну а тем, кто занимается дешевыми разводками доверчивой публики с помощью цифири по средней зарплате, для начала было бы неплохо договориться между собой по этому поводу. Один меня просвещает: «По данным ЦСУ ср. з/пл в 1954 г составляла 669 руб.», другой мой педагог оказался почти на сто рублей щедрее: «ср. з/пл 750 руб». Третий под постом, где речь идет о том самом 1954 годе, рассказывает, что машины были сумасшедшим дефицитом в 1984 году. То есть в то время, когда не только упоминавшуюся «Ниву» можно было не то, что элементарно купить, но и взять в рассрочку…

Логика железная: если при средней зарплате 750 рублей люди не могли позволить себе роскошь приобрести автомобиль за 8 тысяч рублей, то спустя 30 лет, при средней зарплате 165 рублей желающие купить «ВАЗ 2105» за 8 тысяч рублей толпились в очередях. О чем это говорит? Только о том, что пиарастам, грантоедам и троллям их хозяева явно переплачивают. Даже потому, что тем трепачам-самоучкам элементарно не дано понять по каким причинам не хотели покупать личный транспорт граждане самых разных профессий, в том числе, высокооплачиваемых, каковых было немало. А о нехитрой технологии «средняя зарплата», с помощью которой обильно вешается лапша на доверчивые уши, обязательно расскажу на днях или раньше.

Tags: авто, лепетутники, посетители одесского цирка, ужасы тоталитарного ссср, экономика должна быть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments