profe_12 (profe_12) wrote,
profe_12
profe_12

Categories:

РОМАНЫ ДОПИСЫВАЕТ ЖИЗНЬ



Не так давно Бог весть в какой раз отказался писать сценарий…

Зачем повторяться, о предаукционной выставке Сотбис в Москве не писал разве что ленивый. Завершится выставка иудаики в Москве, поколесит по свету, а в конце апреля ее экспонаты пойдут с молотка. Своего очередного владельца обретет и топ-лот «в группе предметов русского происхождения золотой Рухомовский скелет в саркофаге из позолоченного серебра, выполненный Израилем Рухомовским в Одессе в 1892-1896 годах. Его эстимейт 150—250 тысяч долларов».

Генеральный директор Сотбис в России Михаил Каменский сказал: "Этот скелет был изготовлен им в Одессе, и принадлежал он знаменитому налетчику Мишке Япончику».

Все просто, сухо и внятно. Не знаю, кто и когда придумал, цитирую, «Рухомовский золотой скелет», в прошлом веке я назвал это ювелирное изделие иначе – «Гроб из Одессы».




И откуда все знают, что тот самый скелет принадлежал Мишке Япончику?

Левка Вершинин первым узнал о судьбе этого скелета и его гроба. Именно гроба, саркофагом обиталище скелета именовал только Антиквар. Прочитав мой роман в рукописи, Левка уже не смог уснуть и выскочил из своей коммуналки…

Да, 20 лет назад ныне прозябающий в своей персональной испанской каморке с бассейном Вершинин процветал в одесской трехкомнатной коммуне, у него было, смешно сказать, всего-то двое соседей – Наташа и Александр Иваныч, а у каждого из них - аж по одной своей комнате…

Тогда, 20 лет назад, Левка, не усидев дома, бродил по ночному бульвару, дыша самым вкусным на свете воздухом, брел к Тещиному мосту и не хотел возвращаться домой, зная, что ему все равно не уснуть, потому что разбередил его душу мой опус тем, что нас до гроба объединять будет. Не того, что станет предметом торгов на «Сотбисе»…

Все это я не придумал, Левка сам написал, бахнув рецензию на целую полосу, случай по тем временам невероятный…

Потом было издание романа «Гроб из Одессы», переиздание, и опять переиздание, и снова…кучи рецензий, и даже весьма объемная научная статья кандидата филологических наук Евгения Степанова, в котором есть несколько строк, непосредственно связанных с тем самым топ-экспонатом выставок и их финального аккорда в виде аукциона: «Роман «Гроб из Одессы» – произведение, в котором читатель соприкасается с разными хронологическими этапами жизни Одессы, несколькими поколениями её граждан. Люди столько не живут, сколько мы видим на страницах романа переходящее из рук в руки произведение ювелирного искусства – миниатюрный скелет из 167 золотых косточек в столь же миниатюрном гробу… И вот от такого хранителя одесских антикварных тайн и, по совместительству, организатора перемещений городских раритетов, читатели узнают правду об одесском золотом гробе».

Тот гроб давно не одесский. Он колесит по свету, подобно одесситам.

И Левка тоже оставил Маму, это случилось в последний день года, разделившего и два века, и два тысячелетия.

О статье Степанова вспомнил лишь потому, что она вошла в книжку «Пятый угол», репродукцию которой здесь недавно ставил, рассказывая об одном уничтоженном памятнике, фотография которого есть только на обложке этой книги, и нигде более ее не найти, кроме архива Жоры, если, конечно, сохранилась. Кто, что и когда еще писал о «Гробе из Одессы» не припомню даже под угрозой физической расправы.

Зато статью Левки буду помнить, и хранить старый пожелтевший номер газеты сколь суждено мне дышать самым вкусным в мире воздухом единственного Города на Земле.

Никто, кроме него не смог бы понять главное, сквозящее едва уловимым запахом моря и отцветающей белой акации, между строк о золотом гробе, Мишке Япончике и времени, когда даже мертвые были еще немножечко живы.

«И тогда – я уверен! – и кто-то, читая эту книгу, и те, что были раньше, и те (дай Бог!) сначала посмеется, потом вдруг задумается, перечитает вновь, уже без улыбки, и что-то поймет, и запомнит, и расскажет детям, что был, есть и пребудет во веки веков на свете такой город – ОДЕССА». Так заканчивалась эта статья, ниже которой редакция поместила поздравление в связи с тем, что стало известно: Лев Вершинин признан лучшим фантастом Европы за 1993 год.

Бог дал за ушедшие десятилетия, но кто, кроме меня сегодня знает правду о золотом гробе и Мишке Япончике?

Вскоре «гроб из Одессы» работы великого ювелира обретет очередного хозяина.

Зачем мне строчить сценарии, если продолжения моих книжек пишет сама жизнь?

Tags: "гроб из одессы", боня, доказательства жизни, литература, мишка япончик, случится же такое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments